"Лучик света" Проповедь
Обидчивость
(4 Цар.5:1-14)
Сальников Михаил
|
Сегодня я хочу говорить об обидчивости. Что это такое, и чем она отличается от простой обиды?
Обида – это чувство, возникающее, когда кто-то ведет себя не так, как мы того ожидаем.
Таким образом, обида является результатом наших несбывшихся ожиданий, вызывает чувство несправедливости и желание эту несправедливость устранить. Наказать партнера, не выполнившего ожидание. Обиженный может гневаться, ругаться, или, наоборот, замкнуться и находиться в обиженном молчании.
Что же такое обидчивость?
Обидчивость – это черта характера.
Обидчивый человек, это не тот, которого обидели, это человек, который хочет обидеться. Он целенаправленно ищет на кого бы, за что-нибудь обидеться.
Одной из причин такого поведения является привычка, которая сопровождает человека с детства. С помощью своей обидчивости он получал то, что ему нужно.
Думаю, что у многих дети пытались манипулировать родителями с помощью обиды. Чуть что не так, сразу обижались. Только были родители, которые демонстрировали, что так ими управлять не получится, другие же начинали потакать подобному поведению. В итоге у ребенка сформировался четких механизм, хочешь получить «свое» обидься, закати истерику.
Став взрослым, такой человек видит только один способ достижения цели, обижаться, чтобы другие выполняли его желания, и это его жизнь.
1 Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что через него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный.
2 Сирияне однажды пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой.
3 И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!
4 И пошёл Нееман и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской.
5 И сказал царь Сирийский Нееману: пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому. Он пошёл и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд;
6 и принёс письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его.
7 Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня.
8 Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придёт ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле.
9 И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев.
10 И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твоё у тебя, и будешь чист.
11 И разгневался Нееман, и пошёл, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу;
12 разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе.
13 И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист».
14 И пошёл он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился.
Нееман - военачальник царя Сирийского, был великим и уважаемым человеком в Сирии, отличным воином и победителем многих битв. Но вот беда – он был прокаженным.
То, что в Израиле было чуждым жить в одном городе и, тем более, под одной крышей с прокажённым, в Сирии об этом даже и не знали. И если бы не еврейская девочка со знанием этой болезни и человека божьего Елисея, способного исцелять этот недуг, великий полководец скорее всего заразил бы и жену и детей своих, и закончил бы жизнь очень скоро.
Итак, у Неемана на пути к исцелению было много событий.
• Сначала маленькая израильская девочка, которая пыталась уговорить его через жену посетить пророка Божьего Елисея, который мог исцелить его. Наверняка тот долго сопротивлялся: «Кто она такая, чтобы мне указывать, что делать?».
• Затем царь израильский, который в гневе прогнал его, сказав:
«Разве я Бог, чтобы снимать проказу? Да царь сирийский просто ищет предлог, чтобы разжечь войну против меня!». Представляете, как была задета гордость Неемана. Естественно он ушел от царя разгневанным.
• Потом на пороге дома пророка Елисея его встречает не хозяин, а его слуга, который передает ему рецепт исцеления:
«Иди и окунись в реке Иордан 7 раз. Это всё, что тебе нужно для благословений, иди и сделай».
Нееман видел эту встречу совсем по-другому. Он представлял себе, что его встретит сам пророк Елисей, надеялся на уважение, так как его посетил сам генерал армии. Представлял себе, как тот поднимет руки к небу и станет молиться за него. Но вместо этого приходит слуга и посылает его просто окунуться в реку. Ожидания почести и похвал обернулись простым указанием,
что ему нужно сделать. Вот здесь-то и происходит полное восстание его гордого духа.
Итак, Бог создает ситуацию и дает Свое решение. А как человек поступит, зависит от него самого. Если бы у Неемана был смиренный характер, то он сказал бы: «Только и всего-то, пойду и окунусь». Но он испытывает унижение, гнев, гордыню и полный протест.
И вот тут-то Нееман самостоятельно своими руками чуть не погубил благословение, которое давал ему Бог через пророка. Он ожидал получить исцеление, но не так, как Господь ему приготовил, а так, как хотел он сам: «Я хотел услышать от тебя благословенную молитву, а ты меня гонишь в реку!» Его реакцию можно описать так: «Я тебя даже слушать не хочу, и на эту тему я не буду разговаривать с тобой!», и повернувшись спиной уходит.
Но Бог продолжает Свою работу в нем. Он побуждает рабов убедить его последовать совету пророка: «Иди сделай то, что тебе говорит Божий человек, покорись его слову». И им удалось успокоить взбунтовавшегося хозяина и уговорили сделать то, что тому было велено, и слава Богу, и все закончилось исцелением.
Что послужило возникновению такой реакции Неемана, из-за которой он чуть не лишился Божьего исцеления?
На лицо видна обидчивость: сначала обида и гнев Неемана на царя израильского, затем, на самого Елисея. Он не желал слушать пророка, но хотел, чтобы тот поступил по его желанию, а не получив желаемого, жутко обиделся. За обидой в такой ситуации не вооружённым глазом видна гордость, которая противна Богу.
Нееман получил исцеление лишь потому, что послушался голоса уговаривающих его рабов.
Многие из нас не получают благословений из-за своей гордости и обидчивости. Мы теряем многое, не принимая взгляды, просьбы и уговоры людей.
Один верующий при строительстве молитвенного дома хотел, чтобы туалеты были не внутри дома со всеми удобствами, а уличными деревянными. Ему не важно было, что зимой холодно, темно и неприятно, важно, чтобы сделали так, как хочет он, хотя и с целью экономии. Ему сказали, что удобнее и полезнее иметь туалеты внутри помещения, и построили так. Этот человек долго страдал от обиды, нанесенной его гордости, и от других обид, якобы причинивших ему боль от братьев и сестер. В конце концов он покинул церковь.
Вы скажете глупость! Да, глупость. Но гордое сердце обиделось и покинуло церковь. Теперь оно не слышит Божьих наставлений.
К сожалению, мы часто не замечаем своих поступков, которые кажутся нам обыденными, но внутри они исполнены превознесения, амбиций и гордости.
Простой пример: Жена просит мужа: «Дорогой, сходи, вынеси мусор».
Дорогой: «Ага, сейчас, мне больше делать нечего».
Или сидит человек на работе, целый день в интернете рассматривает всякую ерунду. Просишь его дойти до магазина, который в 50 метрах, купить на мои же деньги что-нибудь к чаю. Ответ: «Нашёл мальчика на побегушках».
Или ваш начальник на работе просит сделать что-то, что к работе не имеет никакого отношения. Как мы реагируем? Говорим: «Иди и сам делай, я же на работе»? Как мы поступаем в таких ситуациях?
«Бог гордым противится», - говорит Священное Писание. Из-за своей гордости и обид люди теряют многое: материальные благословения, здоровье, дружеские отношения, семьи. Лишаются отношений с родными и близкими, которые просто перестают с ними общаться. А самое главное такие люди теряют отношения с Отцом Небесным. Для них Бог представляется как бы молчащим, наблюдающим со стороны. У человека возникает ощущение оставленности, они перестают видеть руку Божью в своей жизни. Поэтому Библия даёт нам свой совет:
5 И вы, менее опытные, так же подчинитесь руководителям. Далее, все вы должны облечься в смирение по отношению друг к другу, поскольку Бог противится надменным, а смиренным даёт милость.
6 Потому, покоритесь могучей руке Божьей, чтобы Он возвысил вас в нужное время.
1 Петра, 5:5-6
А что значит покоритесь могучей руке Божьей?
Это значит, что Бог поставил пресвитеров и пастырей, чтобы возвещать через них Свою волю и Своё слово. Как Господь говорил через пророка Елисея, так Он говорит и сегодня через Своих служителей.
Бог нас всех испытывает. Он проводит нас через простые и не простые испытания, создаёт ситуации, чтобы мы прозрели и увидели себя со стороны. У каждого из нас они разные. Кто-то делает выводы из этих уроков, кто-то - нет.
Тот, кто поступает не мудро и не делает выводов, будет проходить испытания, которые приносят скорбь, тесноту, слёзы, до того момента, пока не поймёт своего состояния.
В Библии есть еще одна удивительная история.
Женщина хананеянка, дочь которой была одержимой и бесновалась, пришла к Иисусу за помощью. Его ответ кажется странным:
«Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф 15:26). Но она не расстроилась и не обиделась, хотя было много поводов, ведь много раз слышала о том, как Иисус помогал людям, а ее почему-то отверг.
Согласитесь, у нее были все основания обидеться на Него. Но эта женщина удивила Христа своим отношением и получила чудо для своей дочери. «Она сказала: так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Тогда Иисус сказал ей в ответ:
«О, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась дочь её в тот час». (Мф 15:27-28).
Что было в сердце у этой женщины, когда она пришла ко Христу? Жила ли в нем гордость или какое-то другое чувство? Что она ожидала и что думала? Я думаю, что она в сердце своем хранила надежду и веру в то, что Бог исцелит ее дочь. Но разница с Нееманом колоссальна. В место гордости и обидчивости в ее сердце жило смирение, благодаря которому она не обиделась и продолжала верить и надеяться на милость Божью. «Если Бог исцелил кого-то, значит это возможно и для моей дочери».
К сожалению, мы часто не умеем реагировать правильно на ту или иную ситуацию. Порой мы что-то ожидаем от Бога или человека, но не получаем этого, потому что внутри нас живет гордость и обида.
Хананеянку никто не учил, как надо себя вести, чтобы ее дочь исцелилась. В её словах проявилась внутренняя зрелость. Желание видеть результат было намного важнее собственных амбиций. Ей не важно было, что будут говорить окружающие, как отнесутся к ее поступку родные и знакомые. Ей был важен результат – здоровье дочери, и она его заработала.
Порой мы думаем о себе больше, чем о том, что желаем получить от Господа, особенно Его благодати. Поэтому, давайте заглянем внутрь себя, подумаем о том, как мы себя ведём, как отвечаем, проанализируем, как часто мы обижаемся и из-за чего, как часто мы конфликтуем из-за каких-то собственных амбиций.
Итак, если мы увидели в себе гордость и обидчивость, что нам нужно делать?
1. Конечно же первым делом покаяться, признаться Господу Иисусу Христу в своем неправильном поведении.
2. Попросить Его, чтобы Он был хозяином нашего сердца, чтобы Он изменял наш характер и наши привычки.
3. За тем мы должны поменять своё отношение к ситуациям, к обстоятельствам, да и к людям тоже.
4. И последнее, если мы знаем людей, на которых мы обиделись из-за своей гордости,
давайте попросим у них прощение. Это все научит нас смирению.
Итак, Бог противится надменным, а смиренным даёт милость.
Пусть Бог благословит нас изменяться в образ Господа нашего Иисуса Христа!
Аминь.
|